Вербное Воскресенье, отмечаемое в этом году 28 апреля, является одним из важнейших праздников православного календаря. Этот день ознаменовывает торжественный вход Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим за несколько дней до Его крестных страданий, смерти и Светлого Воскресения.
Евангельское повествование (Мф. 21:1-11, Мк. 11:1-11, Лк. 19:28-40, Ин. 12:12-19) описывает, как Спаситель, приближаясь к Иерусалиму, послал двух учеников привести ослицу и осленка. Это было исполнением пророчества о Мессии, Который должен был войти в Святой Град «смирен, и сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9:9). Когда Господь сел на осленка, народ устилал путь своими одеждами и пальмовыми ветвями, торжественно приветствуя Его как Мессию и Сына Давидова.
В России православные верующие в этот день святят вербы, которые символизируют те самые пальмовые ветви, которыми приветствовали Христа при входе в Иерусалим.
Когда этот праздник пришел на Русь, возник вопрос. Известно, что у нас пальмы не растут. Поэтому так повелось в наших северных широтах, что пальмовые ветви заменили на цветущую вербу. Это, пожалуй, единственное растение, которое к моменту довольно-таки ранней весны повсюду расцветает. И мы с вами знаем, что процесс этот взаимообразен. Когда бы ни был праздник Вербного воскресенья — а он сдвигается в соответствии с Пасхой, — как бы ни была холодна погода, даже если еще лежит снег, но верба уже тут как тут.
Вербное Воскресенье открывает Страстную седмицу — период глубокого молитвенного приготовления к встрече Светлого Христова Воскресения. Праздник призывает христиан духовно обновиться, осмыслить величие жертвы Спасителя и через покаяние приготовить душу к грядущей Пасхе Христовой.
Богослужение (27-28.04.24)
Празднование Вербного Воскресения (Входа Господня в Иерусалим) в Православной Церкви начинается еще накануне, в субботу, во время Вечернего богослужения. В этот день верующие приносят в храм собранные ранее ветви вербы, и после чтения Евангелия священнослужители освящают их, окропляя святой водой.
В сам праздник, Церковь вспоминает все события, предшествовавшие страстям Христовым. Отслужив утреннюю литургию, настоятель храма в честь иконы Божией матери «Неупиваемая Чаша» иерей Михаил Наумов, в своей проповеди отметил, что Празднование Вербного Воскресения свидетельствует всем нам о великом смирении Сына Божия, который будучи Царем и Господом, избрал путь добровольных крестных страданий ради спасения всего человечества. Въезжая в Иерусалим не на богато украшенной колеснице и не на белом коне с блестящими доспехами, а на смиренном осленке, Христос являет Себя Мессией, пришедшим не для земного царствования, а ради искупления греха и дарования людям вечной жизни.
Отец Михаил также напомнил всем прихожанам, что познать истинную Любовь возможно, только если принять Господа нашего Иисуса Христа в нашу жизнь, в наши повседневные дела, мысли и поступки. И насколько безумна идея того, что достаточно «иметь веру в душе» и надеяться при этом на праведную жизнь и спасение.
Иерей Михаил Наумов особенно отметил, что освященные ветви вербы должны восприниматься с должным благоговением, и призвал верующих отнестись к этому факту с особой ответственностью и остерегаться любых языческих и кощунственных «традиций». Так, например, категорически нельзя допускать обычая так называемого «вербохлеста» — когда люди бьют друг друга освященными ветвями «для здоровья». И конечно же, нельзя воспринимать освященную вербу как некий талисман, оберег, или использовать для гаданий.