Прощеное воскресенье — это особенный день в православной традиции, завершающий подготовительный период перед Великим постом. Он символизирует важный духовный рубеж, когда все верующие обращаются друг к другу с просьбой о прощении, чтобы с чистой душой и открытым сердцем вступить на путь покаяния и молитвы.
А́ще отпуща́ете челове́ком согреше́ния их, отпу́стит и вам Оте́ц ваш Небе́сный. А́ще ли не отпуща́ете челове́ком согреше́ния их, ни Оте́ц ваш отпу́стит вам согреше́ний ва́ших.Мф. 6:14–15
Прощеное воскресенье: чин прощения
В православных храмах, в день перед наступлением Великого поста, совершается чин прощения. Во время этого богослужения настоятель обращается ко всем присутствующим, испрашивая прощения:
«Благословите, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика согрешил в сей день делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы»
После этих слов батюшка кланяется, и все прихожане также совершают земной поклон и отвечают:
«Бог да простит тя и помилует, отче святый. Прости и помолися и о нас, грешных»
Далее священник произносит:
«Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас».
Затем настоятель берет напрестольный Крест, и каждый подходит и целуя его, просит прощения, стараясь искренне очистить душу от обид и осуждения. Важно, чтобы все слова звучали не формально, а исходили от сердца, свидетельствуя об истинном желании восстановить мир и согласие.
Проповедь настоятеля храма иерея Михаила Наумова
После совершения чина прощения настоятель храма, иерей Михаил Наумов, обратился к прихожанам с проповедью о значимости истинного прощения в жизни каждого верующего. И в качестве примера, напомнил о евангельской истории о Страшном суде (Мф. 25:31–46), в которой Господь разделяет людей на «овец» и «козлов» в зависимости от их поступков и отношения к ближним.
В этом отрывке из Святого Писания говорится о тех, кто проявлял милосердие: кормил голодного, одевал нагого, посещал больного или находящегося в темнице. Эти поступки становились свидетельством их любви к самому Христу. Напротив, люди, не помогавшие ближним, оказывались осужденными. Батюшка напомнил, что как мы относимся к другим — милуем их или отвергаем, прощаем или держим обиду — может оказаться мерой того, как Господь отнесётся и к нам.
Отец Михаил говорил о том, что формальное повторение слов «Бог простит», «прощаю» или «прости меня» не приводит к подлинному очищению души, если в сердце остаётся осуждение или затаенная злоба. Только если мы научимся проявлять к людям такое же милосердие, какое хотим получить от Бога, наша вера приобретает силу, а отношения с ближними наполняются подлинной любовью.
Видеообращение настоятеля храма
Фотографии с богослужения