19 августа Православная Церковь празднует один наиболее торжественных двунадесятых праздников – Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
В народе праздник известен также как Яблочный Спас. Такое наименование связано с древней традицией освящать в этот день плоды нового урожая. Подлинный смысл торжества конечно же намного глубже и возвышеннее: Церковь призывает нас задуматься о преображении собственной души, и о призвании каждого христианина к свету Божию.
Евангельское событие
О Преображении Господнем рассказывают сразу три евангелиста — святой Матфей, святой Марк и святой Лука (Мф. 17:1–9; Мк. 9:2–10; Лк. 9:28–36).
За шесть дней до Своих крестных страданий Господь Иисус Христос взял с Собой трёх ближайших учеников — апостолов Петра, Иакова и Иоанна — и поднялся с ними на высокую гору Фавор. Там произошло чудо: Христос преобразился пред ними, “и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф.17:2)”.
Ученики увидели рядом с Господом ветхозаветных пророков Моисея и Илию, которые беседовали с Ним о предстоящих страданиях и искупительной жертве. Этот образный разговор напоминал, что закон (в лице Моисея) и пророки (в лице Илии) находят свое исполнение и полноту в Самом Спасителе.
Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф.17:5).
Таким образом, Преображение открыло ученикам частичку тайны Божественного света и славы Христа, чтобы, видя Его страдания и Крест, они не соблазнились, а помнили: перед ними — истинный Сын Божий, Спаситель мира.
Церковь в своих молитвах постоянно возвращается к теме Преображения как явления нетварного Фаворского света — того света, который раскрыл апостолам внутреннюю Божественную славу Господа. Для богослужебной традиции особенно важно, что Преображение предваряет Крестные страдания и Воскресение Спасителя. Господь явил славу ещё до упомянутых событий, чтобы укрепить учеников и показать: крестные муки — не поражение, а путь к победе и славе.
Духовный смысл праздника обращен к каждому из нас. Мы призваны не просто вспоминать историческое событие, но видеть в нём образ собственного пути: преображение сердца через покаяние, молитву и святые Таинства Церкви.
Народные традиции
Название “Яблочный Спас” отражает укоренившийся обычай приносить в храм первые плоды нового урожая для освящения. Церковь сохранила эту традицию в христианской полноте, выражая благодарность Господу за Его щедрость и милости.
Освящение плодов — это не суеверие и не «магический ритуал», а именно молитва Церкви о том, чтобы наша жизнь и труд приносили плод духовный: любовь, мир, милосердие. Освященный плод становится образом того, что вся деятельность человека должна быть преображена благодатью Божией.
В народной культуре Яблочный Спас также был связан с осознанием приближения осени: в этот день крестьяне начинали жатву, собирали урожай, делали заготовки на зиму. Однако за всеми хозяйственными заботами основа праздника всегда оставалась духовной: радость о свете Христовом и благодарение Творцу за все дары.
Фотографии с богослужения