Литургия Преждеосвященных Даров является одной из наиболее торжественных и проникновенных служб Великого поста. Верующие стараются хотя бы один раз за пост принять участие в этом богослужении и причаститься Святых Христовых Таин. Главное отличие этой литургии от традиционной заключается в том, что во время службы не совершается принесение Бескровной Жертвы. Вся литургия сосредоточена на подготовке к Причастию заранее освященными Дарами.
Литургия Преждеосвященных Даров появилась на христианском Востоке в период VI–VII веков. Определить с точностью, кто именно разработал ее чинопоследование и где именно оно сложилось, невозможно: рукописи называют в качестве авторов святителя Германа Константинопольского, святителя Епифания, святителя Василия Великого и святителя Григория Богослова. Повсеместное совершение Преждеосвященной Литургии в дни Великого поста утвердил Шестой Вселенский Собор (680-681 гг.).
Великий пост в православной традиции рассматривается как время покаяния и строго воздержания. Согласно церковному уставу, в будние дни не положено совершать полную Литургию, а вместе с ней и Таинство Евхаристии. Тем не менее многие верующие стремились приобщаться к Святым Дарам и в будни. Именно поэтому уже в IV–V веках получила распространение практика домашнего причащения заранее освящёнными Дарами, что напоминало порядок причащения тяжело больных. По истечении времени, из таких отдельных практик сформировался отдельный вид богослужения, впоследствии и получивший название Литургии Преждеосвященных Даров.
Эта особая служба напоминает всем, что хотя светлая Пасха ещё впереди, Христос уже пребывает со своей Церковью. В этом есть особенный и глубокий смысл ожидания, смирения и вместе с тем подлинной радости о близком Воскресении Спасителя.
Фотографии с богослужения