В субботу третьей недели Великого поста (22 марта 2025 года), когда Православная Церковь отмечает память сорока мучеников Севастийских, иерей Михаил Наумов совершил Божественную литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
История 40 Севастийских мучеников — известное событие в христианстве, произошедшее в начале IV века, в период преследований христиан при римском императоре Лицинии (Ликинии). Сорок воинов-христиан, по преданию, были частью римского XII Молниеносного легиона, дислоцированного в городе Севастиии. Несмотря на указы военоначальника (Агриколая), требовавшего от солдат принести жертвы языческим богам, воины твердо заявили о своей вере во Христа и отказались выполнять этот приказ.
Солдат подвергли страшным пыткам, желая заставить их отказаться от веры. Воины были раздеты и отправлены на замёрзшее озеро, чтобы они умерли от холода. На берегу была подготовлена теплая баня для того, кто пожелал бы отречься и спастись. Один из воинов, не выдержав страданий, побежал к бане, но как только он вошёл туда, тотчас упал мёртвым. В это же время один из стражников, поражённый мужеством и верой остальных мучеников, принял христианство и присоединился к мученикам на льду, восполнив их число до сорока.
Наутро все мученики, ослабленные и замёрзшие, но не отрёкшиеся от веры, были казнены, а тела их были сожжены. Однако христиане позже собрали останки мучеников, и с честью похоронили их.
Имена мучеников:
Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггей, Аетий, Флавий, Акакий, Екдекий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филиктимон, Севериан, Худион и Мелитон.
Воина, которому положено было сторожить их, но который предпочел пострадать за Христа, звали Аглаий.
Традиции печь «жаворонков»
Во многих странах с православной культурой существует обычай, ко дню памяти 40 Севастийских мучеников, выпекать небольшие хлебцы в виде птиц, известных как «жаворонки». В народной культуре жаворонок неизменно ассоциировался с весенним периодом, возвращением тепла и оживлением окружающего мира. Согласно старинным поверьям, именно в этот день возвращались перелетные птицы, которые предвещали потепление и обновление природы после зимней стужи.
В христианской традиции изображение жаворонков, устремленных к небу, олицетворяет души сорока мучеников Севастийских, пострадавших за стойкость и верность христианской вере.
Фотографии с богослужения